Талевые системы буровых установок

 

талевая система буровых установок

 

В процессе бурения любых типов скважин важная роль отводится системе, осуществляющей спуско-подъемные операции (СПО). Именно за ней закреплено решение вопросов проведения огромного спектра работ: СПО, удержание бурильных колонн на весу, работы по установке обсадных труб и многих других.

 

Стандартная талевая система – полиспастный механизм, в состав которого входит кронблок (устанавливается на мачте или вышке буровой установки), талевый блок (подвижный, к которому крепят крюк) и канат (связывает буровую лебедку и механизм крепления). Современные буровые установки оснащаются высокопроизводительными талевыми системами, которые позволяют обеспечить необходимое усилие для того, чтобы извлечь из скважины застрявшей бурильной колонны. Сегодня талевый блок и подъемный крюк, как правило, объединяют в единый механизм – так называемый крюкоблок. Большая часть талевых систем имеет два скоростных режима работы: технический и технологический. Первый служит для осуществления всех спуско-подъемных операций, второй – для сопутствующих бурению процессов.

Учитывая то, что при СПО вес бурильной колонны меняется, должна меняться и скорость работы талевой системы. Ниже мы подробнее рассмотрим процесс эксплуатации талевых систем.

Процесс бурения скважин начинается с тщательной подготовки талевого каната. Его диаметр, а также количество струн подбирают таким образом, чтобы они выдерживали максимальную нагрузку. Запас прочности должен быть 200-300%. Это очень важно при проведении спуско-подъемных операциях, когда нагрузки на талевый канат достигают огромных значений. Диаметр такого каната должен соответствовать параметрам желоба шкивов крюкоблока и кронблока. Это условие является очень важным, ведь если использовать канат диаметром, превышающим расчетное значение, то он может очень быстро износиться.

Оснастка талевой системы – комплекс, состоящий из шкивов кронблока, каната и талевого блока, который изготовлен таким образом, чтобы исключить перекрещивание талевого каната и трения между его струнами. Сегодня используется несколько типов оснастки в зависимости от вида буровых установок, но в основном используется только два: параллельная оснастка, когда ось кронблока ориентируют параллельно оси талевого блока, и крестовая – когда они перпендикулярны друг другу.

Мы уже делали акцент на расчетных параметрах каната, применяемого для оснастки талевой системы. Большое значение имеет и число шкивов талевого блока, которые позволяют получить выигрыш в силе и уменьшить расход топлива на функционирование всей системы.

Для каждого типа буровой установки используют талевую систему кратностью полиспаста 4-14. Чтобы достигнуть таких результатов используют разные оснастки, например с двумя шкивами и тремя кронблоками, тремя шкивами и четырьмя кронблоками и т.д.

Важность талевой системы для буровых установок сложно переоценить, и поэтому над ней должен быть установлен максимальный контроль!

В процессе бурения любых типов скважин важная роль отводится системе, осуществляющей спуско-подъемные операции (СПО). Именно за ней закреплено решение вопросов проведения огромного спектра работ: СПО, удержание бурильных колонн на весу, работы по установке обсадных труб и многих других.

 

Стандартная талевая система – полиспастный механизм, в состав которого входит кронблок (устанавливается на мачте или вышке буровой установки), талевый блок (подвижный, к которому крепят крюк) и канат (связывает буровую лебедку и механизм крепления). Современные буровые установки оснащаются высокопроизводительными талевыми системами, которые позволяют обеспечить необходимое усилие для того, чтобы извлечь из скважины застрявшей бурильной колонны. Сегодня талевый блок и подъемный крюк, как правило, объединяют в единый механизм – так называемый крюкоблок. Большая часть талевых систем имеет два скоростных режима работы: технический и технологический. Первый служит для осуществления всех спуско-подъемных операций, второй – для сопутствующих бурению процессов.

 

Учитывая то, что при СПО вес бурильной колонны меняется, должна меняться и скорость работы талевой системы. Ниже мы подробнее рассмотрим процесс эксплуатации талевых систем.

 

Процесс бурения скважин начинается с тщательной подготовки талевого каната. Его диаметр, а также количество струн подбирают таким образом, чтобы они выдерживали максимальную нагрузку. Запас прочности должен быть 200-300%. Это очень важно при проведении спуско-подъемных операциях, когда нагрузки на талевый канат достигают огромных значений. Диаметр такого каната должен соответствовать параметрам желоба шкивов крюкоблока и кронблока. Это условие является очень важным, ведь если использовать канат диаметром, превышающим расчетное значение, то он может очень быстро износиться.

 

Оснастка талевой системы – комплекс, состоящий из шкивов кронблока, каната и талевого блока, который изготовлен таким образом, чтобы исключить перекрещивание талевого каната и трения между его струнами. Сегодня используется несколько типов оснастки в зависимости от вида буровых установок, но в основном используется только два: параллельная оснастка, когда ось кронблока ориентируют параллельно оси талевого блока, и крестовая – когда они перпендикулярны друг другу.

 

Мы уже делали акцент на расчетных параметрах каната, применяемого для оснастки талевой системы. Большое значение имеет и число шкивов талевого блока, которые позволяют получить выигрыш в силе и уменьшить расход топлива на функционирование всей системы.

 

Для каждого типа буровой установки используют талевую систему кратностью полиспаста 4-14. Чтобы достигнуть таких результатов используют разные оснастки, например с двумя шкивами и тремя кронблоками, тремя шкивами и четырьмя кронблоками и т.д.

 

Важность талевой системы для буровых установок сложно переоценить, и поэтому над ней должен быть установлен максимальный контроль!

Дополнительная информация